Закрыть
Научно-производственный комплекс "Нативита". Бешенковичи. Фото М. Гучека. БЕЛТА
Навукова-вытворчы комплекс "Націвіта". Бешанковічы. Фота М. Гучака. БЕЛТА
Scientific production complex "Nativita". Beshenkovichi. Photo by M. Gucek. BELTA
Аппарат для создания искусственных органов. Фото О. Манчук. БЕЛТА
Апарат для стварэння штучных органаў. Фота А. Манчук. БЕЛТА
Apparatus for creating artificial organs. Photo by O. Manchuk. BELTA
Главный корпус Национальной академии наук Беларуси. Фото О. Манчук. БЕЛТА
Галоўны корпус Нацыянальнай акадэміі навук Беларусі. Фота А. Манчук. БЕЛТА
Main building of the National Academy of Sciences of Belarus. Photo by O. Manchuk. BELTA
Запуск спутника "Белинтерсат-1". Фото Синьхуа. БЕЛТА
Запуск спадарожніка ""Белінтерсат-1". Фото Синьхуа. БЕЛТА
Launch of satellite "Belintersat-1". Photo Xinhua. BELTA
Макет спутника на стенде НАН Беларуси. Фото Р. Насибулина. БЕЛТА
Макет спадарожніка на стэндзе НАН Беларусі. Фота Р. Насібуліна. БЕЛТА
Satellite model on the stand of the National Academy of Sciences of Belarus. Photo by R. Nasibulin. BELTA
image description
Республиканский центр позитронно-эмиссионной томографии. Фото А. Дидевича. БЕЛТА
Рэспубліканскі цэнтр пазітронна-эмісійнай тамаграфіі. Фота А. Дзідзевіча. БЕЛТА
Republican Center for Positron Emission Tomography. Photo by A. Didevich. BELTA
ОАО "Пеленг". Фото М. Гучека. БЕЛТА
AАТ "Пеленг". Фота М. Гучака. БЕЛТА
Company "Peleng". Photo by M. Gucek. BELTA

Национальная академия наук

Национальная академия наук Беларуси (НАН Беларуси) является высшей государственной научной организацией страны. НАН Беларуси подчиняется Президенту Республики Беларусь, подотчетна Совету Министров. Осуществляет организацию и координацию фундаментальных и прикладных научных исследований, выполняемых всеми субъектами научной деятельности; проведение фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок по важнейшим направлениям естественных, технических, гуманитарных, социальных наук и искусств в целях получения новых знаний о человеке, обществе, природе и искусственно созданных объектах, увеличения научно-технического, интеллектуального и духовного потенциала республики.

НАН Беларуси осуществляет организацию, проведение и координацию государственной научной экспертизы; проводит единую государственную политику, координацию и государственное регулирование деятельности организаций в области исследования и использования космического пространства в мирных целях; выступает в качестве головной организации Беларуси по научно-методическому обеспечению развития информатизации, а также выполняет отдельные функции республиканского органа государственного управления в сфере науки.

Основными научными и научно-организационными подразделениями НАН Беларуси являются ее отделения, которые объединяют академиков и членов-корреспондентов одной или нескольких областей науки, координируют деятельность научных и иных организаций, закрепленных за отделениями Президиумом НАН Беларуси.

С деятельностью отдельных институтов и центров Национальной академии наук можно ознакомиться на сайтах:

Государственное научное учреждение «Институт биофизики и клеточной инженерии Национальной академии наук Беларуси»

Основные направления деятельности
Исследования в области биофизики, клеточной биологии и протеомики на фундаментальном и прикладном уровнях в интересах медицины и сельского хозяйства.

Государственное научно-производственное объединение  «Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по биоресурсам»
Основные направления деятельности
Научное обеспечение государственной экологической политики в области сохранения и рационального использования растительного и животного мира, природных сообществ и экосистем, научно-техническое сопровождение сохранения и использования биологического разнообразия и биоресурсов.

Отделение аграрных наук Национальной академии наук Беларуси
Основные направления деятельности
Координация научных исследований и практического использования их результатов по важнейшим направлениям научного обеспечения агропромышленного комплекса в области земледелия и растениеводства, животноводства и ветеринарной медицины, механизации сельского хозяйства, производства продовольствия, экономики и организации сельскохозяйственного производства.

Государственное научное учреждение «Институт генетики и цитологии Национальной академии наук Беларуси»
Основные направления деятельности
Разработка проблем генетической инженерии, создание эффективных ДНК-технологий для сельского хозяйства, здравоохранения, спорта, охраны окружающей среды, изучение проблем биобезопасности.

Государственное научное учреждение «Институт микробиологии Национальной академии наук Беларуси»
Основные направления деятельности
Исследование физиологии и биохимии микроорганизмов, разработка научных основ использования микроорганизмов в промышленности, сельском хозяйстве, медицине и охране окружающей среды.

Государственное научное учреждение «Институт радиобиологии Национальной академии наук Беларуси»
Основные направления деятельности
Научное решение проблем, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Государственное научное учреждение «Институт физиологии Национальной академии наук  Беларуси»
Основные направления деятельности
Фундаментальные и прикладные исследования, направленные на разработку способов профилактики и коррекции патологических состояний гипоксического, ишемического и воспалительного генеза, разработка новых аппаратов и методик их лечебно-профилактического использования.

Научно-инженерное республиканское унитарное предприятие «Геоинформационные системы»
Основные направления деятельности
Деятельность в области дистанционного зондирования Земли. Информационные и телекоммуникационные технологии, проектирование, разработка и создание геоинформационных систем.

Республиканское научно-производственное унитарное предприятие «Центр светодиодных и оптоэлектронных технологий Национальной академии наук Беларуси»
Основные направления деятельности
Научные исследования и разработки в области светодиодной осветительной, светосигнальной и информационной техники для нужд народного хозяйства и для поставок на экспорт.

Государственное научное учреждение «Институт математики Национальной академии наук Беларуси»
Основные направления деятельности
Фундаментальные исследования в области алгебры, алгебраической геометрии и теории чисел, дифференциальных уравнений и теории устойчивости, вычислительной математики и математического моделирования, параллельных вычислений, математической кибернетики и стохастического анализа, нелинейного анализа и теории процессов управления.

Государственное научное учреждение «Институт прикладной физики Национальной академии наук Беларуси»
Основные направления деятельности
Физика неразрушающего контроля. Разработка методов, средств и информационных технологий неразрушающего контроля и технической диагностики материалов, изделий и промышленных объектов.

Государственное научное учреждение «Институт технологии металлов Национальной академии наук Беларуси»
Основные направления деятельности
Разработка теоретических основ управления процессами формирования структуры и свойств металлов и сплавов при их кристаллизации и затвердевании. Создание новых материалов и технологических процессов их получения, обработки и упрочнения.

Государственное научное учреждение «Объединенный институт проблем информатики Национальной академии наук Беларуси»
Основные направления деятельности
Фундаментальные и прикладные исследования в области кибернетики, информатики, автоматизации и прикладной математики. Организация и проведение комплексных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Государственное научное учреждение "Физико-технический институт Национальной академии наук Беларуси»
Основные направления деятельности
Физика процессов генерации и транспортировки пучков частиц и энергии, их взаимодействия с конденсированными средами, разработка научных основ высокоэффективных процессов получения и обработки материалов с применением лазерных, ионных и электронных пучков, плазменных потоков, сверхтвердых материалов, потоков тепловой энергии, электромагнитных полей и высоких давлений.

Государственное объединение «Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по материаловедению»
Основные направления деятельности
Фундаментальные и прикладные проблемы физики конденсированного состояния. Создание новых магнитных, сегнетоэлектрических, полупроводниковых, сверхпроводящих и сверхтвердых материалов.

За последние годы ученые НАН Беларуси добились хороших результатов.

В июне 2012 г. Беларусь стала космической державой. С космодрома «Байконур» в Казахстане запущен белорусский спутник дистанционного зондирования Земли. Космический аппарат (БКА) запущен в космос в кластере из пяти аппаратов – вместе с российскими «Канопус-В» и МКА-ФКИ («Зонд-ПП»), немецким TET-1 и канадским ADS-1B.

БКА обеспечивает полное покрытие территории Беларуси космической съемкой. Его вес составляет около 400 кг, разрешение в панхроматическом диапазоне – около 2 м. Аппарат имеет высокие динамические характеристики, то есть он маневренный и может оперативно перестраиваться на орбите, чтобы вести съемку под нужным углом.

Благодаря запуску спутника, Беларусь может создать самостоятельную систему дистанционного зондирования Земли, которая позволит отказаться от услуг других государств по вопросам получения и обработки космической информации.

Суперкомпьютер "СКИФ-ГРИД"

Ученые Объединенного института проблем информатики НАН Беларуси разработали  суперкомпьютер "СКИФ-ГРИД" на базе 12-ядерных процессоров AMD Opteron и графических процессоров-ускорителей. Это самая производительная конфигурация в семействе белорусских моделей суперкомпьютеров "СКИФ". Пиковая производительность, без учета ускорения с помощью графических процессоров, составляет 8 Терафлопс.

Лазеры нового поколения

Сотрудники Института физики имени Б.И. Степанова Национальной академии наук Беларуси разработали лазеры нового поколения. Сфера применения широка: от медицины до промышленности. В отличие от традиционных, такие лазеры гораздо безопаснее для глаз. Кроме того, они значительно меньше и функциональнее. Ожидается, что в будущем приборы и технологии с их применением облегчат работу специалистов различных отраслей народного хозяйства. Параллельно с этим новые разработки белорусских физиков уже востребованы за рубежом.

Медицинские достижения

Сотрудники Института физико-органической химии Национальной академии наук  Беларуси  разработали серию оригинальных препаратов на основе аминокислот и их модифицированных производных. Это лекарства различного терапевтического действия, в том числе средство для лечения сердечно-сосудистых заболеваний "Аспаркам", радиопротекторный препарат "Таурин", иммунокорректор "Лейцин", антиалкогольные препараты "Тетурам" и "Глиан". В стадии разработки находятся противоопухолевые, противоанемические, антинаркотические и другие средства.

В Институте генетики и цитологии Национальной академии наук Беларуси открылся уникальный центр ДНК-биотехнологий. Новая структура позволит более эффективно внедрять достижения генетики и геномики в здравоохранение, сельское хозяйство, спорт и охрану окружающей среды Беларуси. Специалисты института приступили к созданию современного полигона для испытания трансгенных растений. Здесь будут выращивать трансгенные сорта сельскохозяйственных растений и проводить их первые испытания.

Ноу-хау белорусских ученых

Ученые из Беларуси вырастили красный изумруд. Необычный драгоценный камень впервые был выращен в Научно-практическом центре Национальной академии наук Беларуси по материаловедению. В природе красный изумруд встречается крайне редко, добывают его только в одном месте на Земле – в горах Вахо-Вахо, расположенных в штате Юта США. Искусственный аналог ничем не уступает по красоте, составу и качеству самородкам, зато стоит почти в 100 раз дешевле.