Закрыть
image description
Предприятие "ВМГ Индустри". Фото О. Фойницкого. БЕЛТА
Прадпрыемства “ВМГ Індустры”. Фота А. Файніцкага. БЕЛТА
Enterprise "VMG Industry". Photo by O. Foinitsky. BELTA
image description
Резидент СЭЗ "Витебск" СООО "Натрикс" освоил выпуск флота для нефтяников. Фото А. Хитрова. БЕЛТА
Рэзідэнт СЭЗ “Віцебск” СТАА “Натрыкс” асвоіў выпуск флота для нафтавікоў. Фота А. Хітрова. БЕЛТА
The resident of the FEZ "Vitebsk" JLC "Natrix" has mastered the production of the fleet for oilmen. Photo by A. Khitrov. BELTA
image description
Частное предприятие "Научно-технический центр "Дидактика". Фото О. Фойницкого. БЕЛТА
Прыватнае прадпрыемства “Навукова-тэхнічны цэнтр “Дыдактыка”. Фота А. Файніцкага. БЕЛТА
Private enterprise "Scientific-technical center" Didactica ". Photo by O. Foinitsky. BELTA
image description
Сотрудничество Европейского банка реконструкции и развития и Банка Москва-Минск. Фото Р. Насибулина. БЕЛТА
Супрацоўніцтва Еўрапейскага банка рэканструкцыі і развіцця і Банка Масква-Мінск. Фота Р. Насібуліна. БЕЛТА
Cooperation of the European Bank for Reconstruction and Development and Bank Moscow-Minsk.Photo by R. Nasibulin. BELTA

Малый и средний бизнес

Сфера бизнеса в Республике Беларусь представляет собой перспективно развивающийся сектор экономики, постепенно увеличивающий свой вклад в обеспечение общего экономического роста. Это во многом содействует формированию конкурентной среды, способствует увеличению производства товаров народного потребления, а также значительно расширяет спектр предоставляемых населению услуг, что в целом придает дополнительную стабильность экономике Беларуси. Доля валового внутреннего продукта (ВВП), формируемая субъектами сферы бизнеса в ВВП страны по итогам 2017 г. составила 28,5 %,  доля экспорта – 47,2 %,  доля в инвестициях - 34,4%.

В составе бизнес-среды самыми многочисленными являются средние и малые предприятия. Их распределение по регионам характеризуется достаточно высокой степенью концентрации в столице и крупных городах. Преобладающая специализация большинства субъектов малого и среднего предпринимательства – сфера торговли. Однако в последние годы поступательно увеличивается удельный вес объема их промышленного производства в общем объеме промышленного производства страны (с 7,3 % в 2006 г. до 10.1 % в 2016 г.).

Развитие бизнес-среды в нашей стране является одним из национальных приоритетов экономики. Существенное влияние на развитие бизнеса оказывает система профильных постановлений и законов. Главные задачи определены в Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» от 16 ноября 1996 г. В стране сформирована инфраструктура государственной поддержки и регулирования предпринимательства, в которую входят центры поддержки предпринимательства и инкубаторы малого предпринимательства.

Позитивным моментом для роста коммерческой деятельности. является налоговое обложение и кредитование на льготных условиях. Для начинающих предпринимателей, которые имеют действительно значимые и серьезные бизнес-идеи, государство предоставляет доступные кредиты с низкой процентной ставкой и долгим сроком выплат. Таким образом, у каждого из белорусских граждан или иностранцев, имеющих вид на жительство, есть шанс при условии оптимального сочетания желания и финансовых возможностей открыть и успешно управлять своим бизнесом в Беларуси.

Благодаря такой политике страна на протяжении последних пяти лет удерживает лидерские позиции (7-е место) в рейтинге Всемирного банка по показателю «регистрация собственности», получает также высокие оценки экспертов по показателям «международная торговля» (25-е место), «обеспечение исполнения контрактов» (29-е место) и «получение разрешений на строительство» (34-е место). Упрощение правил вхождения в бизнес позволило улучшить и позиции по показателю «регистрация предприятий».

Действия, предпринимаемые государством по развитию малого и среднего бизнеса на ближайшие годы, направлены на улучшение деловой среды, содействие вхождению Беларуси в число стран с наиболее благоприятными условиями для ведения бизнеса. Так, в 2016 – 2017 г. белорусские власти приняли ряд документов, которые нацелены на решение острых проблем белорусской экономики, раскрепощение предпринимательства и создание условий для долгосрочного экономического роста. В 2016 г. принята Государственная программа «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016–2020 годы. Среди ее основных задач уменьшение административных преград для ведения предпринимательской деятельности; увеличение общего числа занятых в микро-организациях малых и средних субъектов хозяйствования; создание комфортных условий для развития эффективности бизнес-среды, увеличение до 40% доли малого и среднего предпринимательства в валовой добавленной стоимости страны.

Уже более десяти лет в стране ведется диалог между бизнесом и властью посредством разработки документа "Национальная платформа бизнеса Беларуси", где высказываются конкретные предложения консолидированного бизнес-сообщества, идеи и предложения по повышению конкурентоспособности экономики, улучшению делового климата и развитию отечественного предпринимательства. Каждый год готовится новый документ, учитывающий изменения, произошедшие в законодательстве, и современные реалии. Так, например, в начале 2018 г. была разработана "Национальная платформа бизнеса Беларуси-2018. От возможности к реальности". За прошедшие годы реализовано более 450 предложений, что способствовало улучшению делового климата в стране и условий для ведения бизнеса

Ряд мер, выполнение которых будет способствовать развитию деловой активности, содержит Постановление Совета Министров № 18 от 12.01.2017 г. «Об утверждении комплекса мер по реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы». На дальнейшую либерализацию бизнеса направлен Декрет № 7 "О развитии предпринимательства», подписанный Президентом Республики Беларусь 23 ноября 2017 г. Этот документ является ключевым по улучшению бизнес-климата в стране. Он предусматривает кардинальное изменение механизмов взаимодействия государственных органов и бизнеса, минимизирует вмешательство должностных лиц в работу субъектов хозяйствования и усиливает механизмы саморегулирования бизнеса, его ответственность за свою работу перед обществом. При этом сохраняется минимально необходимый уровень контроля со стороны государства. Основные изменения в декрете предполагают упрощение процедуры открытия и ведения своего дела. Декрет нацелен на создание новых производств, семейного бизнеса, магазинов, кафе и парикмахерских, а также на развитие самозанятости  и создание новых рабочих мест в стране.

Ссылки на интернет-ресурсы

Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь

Министерство экономики Республики Беларусь

Белорусский бизнес-форум

Бизнес союз предпринимателей (БСП)

Бизнес союз предпринимателей и нанимателей имени профессора М. С. Кунявского

Бизнес-школа ИПМ

Исследовательский Центр "ИПМ"
 
Минский столичный союз предпринимателей и работодателей

Отдел предпринимательства комитета экономики Мингорисполкома. Список центров поддержки предпринимательства, оказывающих информационные, консультационные, методические услуги по вопросам организации и ведения предпринимательской деятельности

Про бизнес

Республиканская конфедерация предпринимательства

Совет по развитию предпринимательства