Транспортно-логистическая система
Беларусь является важным транспортным коридором, связывающим Запад и Восток, регионы Черноморского побережья со странами Балтийского моря. Ежегодно через территорию страны следует свыше 100 млн тонн европейских грузов, из них около 90% – между Российской Федерацией и Европейским союзом. Поэтому Беларусь по праву считается важнейшей транспортной артерией евразийского пространства, в полной мере обеспечивающей оперативность и безопасность транзита. Транспортные услуги оказываются железнодорожным, автомобильным, воздушным, речным и трубопроводным видами транспорта.
Одним из важнейших связующих звеньев торгово-экономических связей стран Европейского союза со странами Азиатско-Тихоокеанского региона является железная дорога. Протяженность железнодорожных магистралей составляет 5,5 тыс. км. Белорусская железная дорога обеспечивает региональные, межрегиональные и международные перевозки пассажиров. Железнодорожное сообщение охватывает более 2100 населенных пунктов республики, а также связывает Беларусь с Парижем, Ниццей, Берлином, Варшавой, Прагой, Веной, столицами и административными центрами России, Украины, Литвы, Латвии, Казахстана. Продажа проездных документов полностью автоматизирована и осуществляется через АСУ «Экспресс-3», что позволяет в считанные минуты приобрести билеты до любой станции, расположенной на сети железных дорог государств – участников Содружества Независимых Государств и стран Балтии.
Ключевыми для железнодорожного комплекса Беларуси являются транзитные перевозки грузов. На их долю приходится более трети общего объема перевозок. В целях развития транспортно-логистической деятельности и привлечения дополнительных грузов, следуемых в сообщении Восток-Запад-Восток через Брестский пограничный переход и переходы Гродненской области созданы предприятия «Брестгрузтранслогистик» и «Барановичский грузовой центр транспортной логистики».
В Беларуси функционирует разветвленная сеть автомобильных дорог, позволяющая обеспечить круглогодичную связь со всеми населенными пунктами. По плотности дорог общего пользования в расчете на 1 кв. км республика занимает 15-е место в мире и 12-е место по их протяженности на 1 тыс. жителей. Автомобильным транспортом перевозится свыше 58 % от общего объема перевозок пассажиров и около 40 % от общего объема перевозок грузов. В настоящее время в области автомобильного, городского электрического транспорта и метрополитена реализуется Государственная программа развития транспортного комплекса Республики Беларусь на 2016–2020 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2016 г. № 345. Целью программы является сбалансированное развитие различных видов транспорта и транспортной инфраструктуры; повышение скорости доставки грузов и перевозки пассажиров; улучшение инвестиционной привлекательности транспортного комплекса, развитие государственно-частного партнерства. Реализация Государственной программы позволит обеспечить удовлетворение потребностей населения и экономики республики в транспортных услугах; их доступность, высокое качество и безопасность; повышение эффективности функционирования транспортного комплекса.
Важное значение придается развитию воздушного транспорта, как наиболее мобильной составляющей транспортной инфраструктуры современного государства. Крупнейшим аэропортом является Национальный аэропорт «Минск», который входит в число членов Международного совета аэропортов и предоставляет весь комплекс аэропортовых услуг. Взлетно-посадочная полоса (длина 3 641 м, ширина 60 м) и светосигнальное оборудование производства известной компании Siemens позволяют ему осуществлять посадку всех типов воздушных судов. Национальная авиакомпания «Belavia» с 1997 г. является членом Международной ассоциации авиаперевозчиков (ІATA), интегрирована в современную структуру европейских авиаперевозок и имеет специальные коммерческие соглашения с 48 авиакомпаниями. Компания «Трансавиаэкспорт» специализируется на перевозках грузов в страны Европы, Южной Америки, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Кроме того работают аэропорты «Гомель», «Брест», «Гродно», «Витебск», «Могилёв». Существующая маршрутная сеть обеспечивает перевозки пассажиров в международном, межрегиональном и региональном сообщениях. Для улучшения качества обслуживания пассажиров внедрена система интернет-регистрации на регулярные рейсы через сайт авиакомпании, также киоски самообслуживания. В аэропортовых комплексах продолжается обновление спецтехники, технологического оборудования и средств механизации, техническое переоснащение служб авиационной безопасности современным досмотровым оборудованием.
По территории Беларуси проходят магистральные нефте- и газопроводы, представляющие собой мощные высокопроизводительные системы, участвующие в транспортной деятельности. Это стратегический вид транспорта, выполняющий функции транзитного (по трубопроводной сети осуществляются поставки природного газа и нефти из мест добычи (Российская Федерация) в европейские страны).
В системе водного транспорта работает 10 речных портов различного уровня, а также транспортно-экспедиционные компании. Организации этой сферы осуществляют перевозку грузов по рекам Республики Беларусь и в международном сообщении по Днепру в черноморские порты, а также занимаются проектированием, строительством и ремонтом судов. Уделяется внимание перевозкам участников различных экскурсий. В организации и проведении активного водного отдыха задействован Августовский канал. Сегодня на белорусской части старинного канала функционируют 5 шлюзов-регуляторов, 2 плотины и 4 судоходных шлюза. На канале и его притоках разработано более 10 водных маршрутов. Любителям водных путешествий предлагаются прогулки на теплоходе и катание на катерах, сплавы на байдарках, прокат катамаранов и лодок. Для успешного прохождения по фарватерам предоставляются услуги лоцмана. В ближайшее время будут введены в действие причалы для малых судов, зоны отдыха и навигационная GPS-карта.
Дальнейшее развитие транспортно-логистической системы имеет чрезвычайно важное значение, особенно в части ускорения глобализационных процессов и интеграции на этой основе нашей страны в мировое экономическое и информационное пространство. В 2016 г. была принята новая Республиканская программа развития логистической системы и транзитного потенциала на 2016–2020 годы. Главной ее целью является эффективная интеграция национальной логистической системы в международную систему распределения финансовых и трудовых ресурсов, повышение транзитной привлекательности государства, увеличение доходности от экспорта логистических услуг. В рамках реализации программы началось активное наращивание объемов логистического сервиса особенно в области построения современных транспортно-логистических центров. На конец 2019 г. в Республике Беларусь функционировало 60 логистических центров различной направленности.
В целях развития логистической системы в поселке Болбасово Оршанского района реализуется инвестиционный проект строительства мультимодального промышленно-логистического комплекса «Bremino-Orsha». Это будет содействовать оптимизации грузопотоков, процессов переработки и перемещения товаров на рынках Евросоюза и Таможенного союза ЕАЭС. В комплекс входят складские, транспортные, производственные объекты и компании, которые их обслуживают.
Транспортная деятельность осуществляется в республике в рамках разветвленного правового поля. Действующее профильное законодательство определяет правовые, экономические и организационные основы регулирования отношений, связанных с пользованием автомобильными дорогами, воздушным пространством, железнодорожным и автомобильным транспортом и др. Как комплексная отрасль транспортная деятельность руководствуется не только системой специальных нормативных правовых актов, но и актами других отраслей законодательства или отдельными их частями (таможенное законодательство, законодательство о финансах и кредите и др.), реализуя задачи дальнейшего развития логистики, совершенствования системы перевозки пассажиров и грузов.
Ссылки на интернет-ресурсы
Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь
Государственный пограничный комитет Республики Беларусь
Таможенные органы Республики Беларусь
Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (БАМАП)
Ассоциация международных экспедиторов и логистики «БАМЭ»
Белавтодор
Белагротерминал
Белдорцентр
Белмагистральавтотранс
Белорусский портал грузоперевозок
Белрусинвест
Белтаможсервис
Воздушный кодекс Республики Беларусь
Государственная программа развития транспортного комплекса Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы
Клуб логистов
Логистическая инфраструктура Республики Беларусь
Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках. Закон Республики Беларусь
Об основах транспортной деятельности. Закон Республики Беларусь
Ресурсконтроль
Транстехника
Центр повышения квалификации «БАМЭ-Экспедитор»
BelToll