Закрыть
image description
Логистический субпарк в “Великом Камне”. Фото БЕЛТА
Лагістычны субпарк ў “Вялікім Камені”. Фота БЕЛТА
Logistics sub park in the “Great Stone”. BELTA photo
image description
В Национальном аэропорту “Минск”. Фото БЕЛТА
У Нацыянальным аэрапорце "Мінск". Фота БЕЛТА
At the National Airport “Minsk”. BELTA photo
image description
Электропоезд бизнес-класса InterCity. Фото БЕЛТА
Электрацягнік бізнес-класа InterCity. Фота БЕЛТА
InterCity business train. BELTA photo
image description
Логистический центр сети "Евроопт". Барановичи. Фото Н. Абложей. БЕЛТА
Лагістычны цэнтр сеткі "Еўраопт". Баранавічы. Фота Н. Аблажэй. БЕЛТА
Logistic center of the network "Euroopt". Baranovichi. Photo by N. Ablozhey. BELTA
image description
Торгово-логистический центр РУП "Кристалл". Минский район. Фото Г. Жинкова. БЕЛТА
Гандлёва-лагістычны цэнтр РУП "Крышталь". Мінскі раён. Фота Г. Жынкова. БЕЛТА
Trade and Logistics Center RUE "Crystal". Minsk region. Photo by G. Zhinkov. BELTA

Транспортно-логистическая система

Беларусь является важным транспортным коридором, связывающим Запад и Восток, регионы Черноморского побережья со странами Балтийского моря. Ежегодно через территорию страны следует свыше 100 млн тонн европейских грузов, из них около 90% – между Российской Федерацией и Европейским союзом. Поэтому Беларусь по праву считается важнейшей транспортной артерией евразийского пространства, в полной мере обеспечивающей оперативность и безопасность транзита. Транспортные услуги оказываются железнодорожным, автомобильным, воздушным, речным и трубопроводным видами транспорта.

Одним из важнейших связующих звеньев торгово-экономических связей стран Европейского союза со странами Азиатско-Тихоокеанского региона является железная дорога. Протяженность железнодорожных магистралей составляет 5,5 тыс. км. Белорусская железная дорога обеспечивает региональные, межрегиональные и международные перевозки пассажиров. Железнодорожное сообщение охватывает более 2100 населенных пунктов республики, а также  связывает Беларусь с Парижем, Ниццей, Берлином, Варшавой, Прагой, Веной, столицами и административными центрами России, Украины, Литвы, Латвии, Казахстана. Продажа проездных документов полностью автоматизирована и осуществляется через АСУ «Экспресс-3», что  позволяет в считанные минуты приобрести билеты до любой станции, расположенной на сети железных дорог государств – участников Содружества Независимых Государств и стран Балтии.

Ключевыми для железнодорожного комплекса Беларуси являются транзитные перевозки грузов. На их долю приходится более трети общего объема перевозок. В целях развития транспортно-логистической деятельности и привлечения дополнительных грузов, следуемых в сообщении Восток-Запад-Восток через Брестский пограничный переход и переходы Гродненской области созданы предприятия  «Брестгрузтранслогистик» и «Барановичский грузовой центр транспортной логистики».

В Беларуси функционирует разветвленная сеть автомобильных дорог, позволяющая обеспечить круглогодичную связь со всеми населенными пунктами. По плотности дорог общего пользования в расчете на 1 кв. км республика занимает 15-е место в мире и 12-е место по их протяженности на 1 тыс. жителей. Автомобильным транспортом перевозится свыше 58 % от общего объема перевозок пассажиров и около 40 % от общего объема перевозок грузов. В настоящее время в области автомобильного, городского электрического транспорта и метрополитена реализуется Государственная программа развития транспортного комплекса Республики Беларусь на 2016–2020 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2016 г. № 345. Целью программы является сбалансированное развитие различных видов транспорта и транспортной инфраструктуры; повышение скорости доставки грузов и перевозки пассажиров;  улучшение инвестиционной привлекательности транспортного комплекса, развитие государственно-частного партнерства. Реализация Государственной программы позволит обеспечить удовлетворение потребностей населения и экономики республики в транспортных услугах; их доступность, высокое качество и безопасность; повышение эффективности функционирования транспортного комплекса.

Важное значение придается развитию воздушного транспорта, как наиболее мобильной составляющей транспортной инфраструктуры современного государства. Крупнейшим аэропортом является Национальный аэропорт «Минск», который входит  в число членов Международного совета аэропортов и  предоставляет весь комплекс аэропортовых услуг. Взлетно-посадочная полоса (длина 3 641 м, ширина 60 м) и светосигнальное оборудование производства известной компании Siemens позволяют ему осуществлять посадку всех типов воздушных судов. Национальная авиакомпания «Belavia» с 1997 г. является членом Международной ассоциации авиаперевозчиков (ІATA), интегрирована в современную структуру европейских авиаперевозок и имеет специальные коммерческие соглашения с 48 авиакомпаниями. Компания «Трансавиаэкспорт»  специализируется на перевозках грузов в страны Европы, Южной Америки,  Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Кроме того работают аэропорты «Гомель», «Брест», «Гродно», «Витебск», «Могилёв». Существующая маршрутная сеть обеспечивает перевозки пассажиров в международном, межрегиональном  и региональном сообщениях. Для улучшения качества обслуживания пассажиров внедрена система интернет-регистрации на регулярные рейсы через сайт авиакомпании, также киоски самообслуживания. В аэропортовых комплексах продолжается обновление  спецтехники, технологического оборудования и средств механизации, техническое переоснащение служб авиационной безопасности современным досмотровым оборудованием.

По территории Беларуси проходят магистральные нефте- и газопроводы, представляющие собой мощные высокопроизводительные системы, участвующие в транспортной деятельности. Это стратегический вид транспорта, выполняющий функции транзитного (по трубопроводной сети осуществляются поставки природного газа и нефти из мест добычи (Российская Федерация) в европейские страны).

В системе водного транспорта работает 10 речных портов различного уровня, а также транспортно-экспедиционные компании. Организации этой сферы осуществляют перевозку грузов по рекам Республики Беларусь и в международном сообщении по Днепру в черноморские порты, а также занимаются проектированием, строительством и ремонтом судов. Уделяется внимание перевозкам участников различных экскурсий. В организации и проведении активного водного отдыха задействован Августовский канал. Сегодня на белорусской части старинного канала функционируют 5 шлюзов-регуляторов, 2 плотины и 4 судоходных шлюза. На канале и его притоках разработано более 10 водных маршрутов. Любителям  водных путешествий предлагаются прогулки на теплоходе и катание на катерах, сплавы на байдарках,  прокат катамаранов и  лодок. Для успешного прохождения по фарватерам предоставляются услуги лоцмана. В ближайшее время будут введены в действие причалы для малых судов, зоны отдыха и навигационная GPS-карта.

Дальнейшее развитие транспортно-логистической системы имеет чрезвычайно важное значение,  особенно в части ускорения глобализационных процессов и интеграции на этой основе нашей страны в мировое экономическое и информационное пространство. В 2016 г. была принята новая Республиканская программа развития логистической системы и транзитного потенциала на 20162020 годы. Главной ее целью является эффективная интеграция национальной логистической системы в международную систему распределения финансовых и трудовых ресурсов, повышение транзитной привлекательности государства, увеличение доходности от экспорта логистических услуг. В рамках реализации программы началось активное наращивание объемов логистического сервиса. особенно в области построения современных транспортно-логистических центров. На начало второго полугодия 2019 г. в Республике Беларусь функционировало 55 логистических центров различной направленности.

В целях развития логистической системы в поселке Болбасово Оршанского района реализуется инвестиционный проект строительства мультимодального промышленно-логистического комплекса «Bremino-Orsha». Это будет содействовать оптимизации грузопотоков, процессов переработки и перемещения товаров на рынках Евросоюза и Таможенного союза ЕАЭС. В комплекс входят складские, транспортные, производственные объекты и компании, которые их обслуживают.

Транспортная деятельность осуществляется в республике в рамках разветвленного правового поля. Действующее профильное законодательство определяет правовые, экономические и организационные основы регулирования отношений, связанных с пользованием автомобильными дорогами, воздушным пространством, железнодорожным  и автомобильным транспортом и др. Как комплексная отрасль транспортная деятельность руководствуется не только системой специальных нормативных правовых актов, но и актами других отраслей законодательства или отдельными их частями (таможенное законодательство, законодательство о финансах и кредите и др.), реализуя задачи дальнейшего развития логистики, совершенствования системы перевозки пассажиров и грузов.

Ссылки на интернет-ресурсы

Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь

Государственный пограничный комитет Республики Беларусь
 
Таможенные органы Республики Беларусь

Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (БАМАП)

Ассоциация международных экспедиторов и логистики «БАМЭ»

Белавтодор

Белагротерминал

Белдорцентр

Белмагистральавтотранс

Белорусский портал грузоперевозок

Белрусинвест

Белтаможсервис

Воздушный кодекс Республики Беларусь

Государственная программа развития транспортного комплекса Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы

Клуб логистов

Логистическая инфраструктура Республики Беларусь

Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках. Закон Республики Беларусь

Об основах транспортной деятельности. Закон Республики Беларусь

Ресурсконтроль

Транстехника

Центр повышения  квалификации «БАМЭ-Экспедитор»

BelToll