Закрыть
image description
Международный кинофестиваль «Лістапад». Минск. Фото с сайта фестиваля
Міжнародны кінафестываль «Лістапад». Мінск. Фота з сайта фестывалю
International Film Festival «Listapad». Minsk. Photos from the festival website
image description
На кинофестивале «Лістапад». Минск. Фото Е. Налецкой. Сайт фестиваля
На кінафестывалі «Лістапад». Мінск. Фота Я. Налецкай. Сайт фестывалю
At the film festival «Listapad». Minsk. Photo by E. Naletskaya. Festival website
image description
Международный кинофестиваль «Лістапад». Минск. Фото Г. Жинкова. БЕЛТА
Міжнародны кінафестываль «Лістапад». Мінск. Фота Г. Жынкова. БЕЛТА
International Film Festival «Listapad». Minsk. Photo by G. Zhinkov. BELTA
image description
Столичный кинотеатр «Москва». Фото Г. Жинкова. БЕЛТА
Сталічны кіінатэатр «Масква». Фота Г. Жынкова. БЕЛТА
Capital cinema «Moscow». Photo by G. Zhinkov. BELTA
image description
На кинофестивале «Лістапад». Минск. Фото Г. Жинкова. БЕЛТА
На кінафестывалі «Лістапад». Мінск. Фота Г. Жынкова. БЕЛТА
At the Listapad Film Festival. Minsk. Photo by G. Zhinkov. BELTA

Cinema

The Belarusian cinematography traces its roots to 1924, when the Belarusian film studio Belgoskino with the production center in Leningrad were founded. The first Belarusian fiction film "The Forest Story", directed by Yuri Tarich, was produced in 1926.

In 1939 the studio was moved to Minsk. In 1946 it was named “Belarusfilm”. In 1997 in accordance with the Decree of the President of the Republic of Belarus A. Lukashenko the studio received the status "National".

Belarusfilm has got success due to the development and production of documentary movies about the Great Patriotic War, including "Konstantin Zaslonov" (directed by V. Korsh-Sablin, A. Faintsimmer, 1949) , "Clock Stopped at Midnight" (directed by N. Figurovsky, 1958) and other ones. Movies about the history of Belarus were also ranked high: "Red Leaves" (directed by V. Korsh-Sablin, 1958), "Moscow-Genoa" (directed by V. Korsh-Sablin, P. Armand, A. Speshnev, 1964), "I’m Francysk Skaryna" (directed by B. Stepanov, 1969).

The films based on works by Belarusian writers have always achieved great success among moviegoers. "People of the Marsh", "The Storm’s Breath"  (dir. by V. Turov, 1981, 1983) based on the dilogy by Ivan Melezh, "Sign of Misfortune" (dir. by M. Ptashuk, 1986) and "Alpine Ballad" (dir. by B. Stepanov, 1965) based on the short novels by Vasily Bykov, "King Stach’s Wild Hunt" (dir. by V. Rubinchik, 1979) based on the novel by Vladimir Korotkevich, "Come and See" (dir. by E. Klimov, 1985) based on the short novel by Ales Adamovich – these films are included in the golden collection of Belarusian cinema.

Since the late 1980's Belarusian cinematographers sought to comprehend more deeply the historical past and the complex processes of modernity, which is reflected in the films "White Dew" (dir. by I. Dobrolyubov, 1983), "Our Armored Train" and "Cooperative "Politburo"" (dir. M. Ptashuk, 1988 and 1992), "I will repay" (dir. B. Stepanov, M. Kasymova, B. Shadursky, 1993) and others.

The studio is also renowned for its children’s films: "Kortik" and "The Bronze Bird" (directed by N. Kalinin, 1973 and 1974), "The Last Summer of Childhood" (directed by V. Rubinchik, 1974), musicals "The Adventures of Buratino" and "About the Little Red Riding Hood" (directed by L. Nechayev, 1975 and 1977), "There’s no secret" (directed by I. Dobrolubov, 1976), "The Marvelous Adventures of Denis Korablev’s" (group of directors, 1979), etc.

At different times the mastery of the domestic filmmakers was highly evaluated at international film festivals. The first Soviet mystical thriller "King Stach’s Wild Hunt" (dir. by V. Rubinchik, 1979) won awards at several film festivals. The film "People of the Marsh" (dir. by V. Turov, 1981), based on the novel by Ivan Melezh, among other awards, won a special jury prize for its cast at the 23rd International Film Festival in Karlovy Vary (Czechoslovakia, 1982). The social drama about drug addicts “Under the Blue Sky” (dir. by V. Dudin, 1989) won several prestigious awards at the 47th Venice International Film Festival (Italy) in 1990. In 1994 the military drama “Through the Cemetery”, directed by Viktor Turov, was included in the list of 100 best films of the world by UNESCO.

During the last years films created in Belarus were awarded at various film festivals. Among them are "Anastasia Slutskaya" (dir. by J. Elhov, 2003), "Guide" and "Dunechka" (dir. by A. Efremov, 2001 and 2005), "In August of 1944" (dir. by M. Ptashuk, 2000), "The Brest Fortress" (dir. by A. Kott, 2010), "In the Fog" (dir. by S. Loznitsa, 2012).

Minsk International Film Festival “Listapad” is the biggest film festival of the country held in Minsk. His program includes only the best feature films, documentaries and animations - winners of international film festivals in the CIS, Baltic States, Eastern and Central Europe.

Today, the "Belarusfilm" national film studio is one of the leading film studios in Eastern Europe with a complete production cycle able to produce up to 15 feature films, 40 documentaries and 10 animated films annually. Filmmakers from other countries, particularly from Russia, use the services of Belarusfilm.There is the "Letopis" documentary film studio, as well as the animation studio and actors studio theater.

A great work on the development of national cinema art is carried out by the Belarusian Union of Cinematographers, created in 1962.

Muzej istorii belorusskogo kino (The Museum of History of the Belarusian Cinema) was opened in 1976 for the 50th anniversary of release of the film “The Forest Story”.

Закрыть
image description
Международный кинофестиваль “Лістапад”. Минск. Фото Г. Жинкова. БЕЛТА
Міжнародны кінафестываль “Лістапад”. Мінск. Фота Г. Жынкова. БЕЛТА
International Film Festival “Listapad”. Minsk. Photo by G. Zhinkov. BELTA
image description
Столичный кинотеатр "Москва". Фото Г. Жинкова. БЕЛТА
Сталічны кіінатэатр "Масква". Фота Г. Жынкова. БЕЛТА
Capital cinema "Moscow". Photo by G. Zhinkov. BELTA
image description
Закрытие XXII Международного кинофестиваля "Лістапад". Фото О. Манчук. БЕЛТА
Закрыццё XXII Міжнароднага кінафестывалю "Лістапад". Фота А. Манчук. БЕЛТА
Closing of the XXII International Film Festival Listapad. Photo by O. Manchuk. BELTA
image description
На кинофестивале "Лістапад". Минск. Фото Г. Жинкова. БЕЛТА
На кінафестывалі "Лістапад". Мінск. Фота Г. Жынкова. БЕЛТА
At the Listapad Film Festival. Minsk. Photo by G. Zhinkov. BELTA

Киноискусство

Начало белорусской кинематографии датируется декабрем 1924 г., когда решением Совета Народных Комиссаров БССР было создано Государственное управление по делам кинематографии Белоруссии (Белгоскино). Центр производственной деятельности до 1939 г. находился в Ленинграде. Первой игровой картиной, снятой на белорусском материале в 1926 г., был историко-революционный фильм «Лесная быль» в постановке Ю. Тарича.

В Минск киностудия переехала в 1939 г., в 1946 г. она получила нынешнее название – «Беларусьфильм». В 1997 г. Указом Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко киностудии «Беларусьфильм» присвоен статус национальной.

Значительные успехи белорусского художественного и документального кино связаны с разработкой тематики Великой Отечественной войны, которой посвящены фильмы «Константин Заслонов» (реж. В. Корш-Саблин, А. Файнциммер, 1949), «Часы остановились в полночь» (реж. Н. Фигуровский, 1958), «Через кладбище» (реж. В. Туров, 1964) и др. Важное место занимали также фильмы, посвященные историческому прошлому: «Красные листья» (реж. В. Корш-Саблин, 1958), «Москва-Генуя» (реж. В. Корш-Саблин, П. Арманд, А. Спешнев, 1964), «Я, Франциск Скорина» (реж. Б. Степанов, 1969).

Всегда пользовались большим успехом у киноманов фильмы, снятые по сценариям белорусских писателей: «Люди на болоте» и «Дыхание грозы» (реж. В. Туров, 1981 и 1983) по дилогии «Полесская хроника» И. Мележа,; «Альпийская баллада» (реж. Б. Степанов, 1965) и «Знак беды» (реж. М. Пташук, 1986) по повестям В. Быкова; «Дикая охота короля Стаха» (реж. В. Рубинчик, 1979) по повести В. Короткевича; «Иди и смотри» (реж. Э. Климов, 1985) по повести А. Адамовича, – эти картины входят в золотой фонд белорусского кино.

С конца 1980-х гг. белорусские кинематографисты стремятся более глубоко осмыслить историческое прошлое и сложные процессы современности, что нашло отражение в фильмах «Белые росы» (реж. И. Добролюбов, 1983), «Наш бронепоезд» и «Кооператив «Политбюро» (реж. М. Пташук, 1988 и 1992), «Аз воздам» (реж. Б. Степанов, М. Касымова, Б. Шадурский, 1993) и др.

Чрезвычайно яркий след в белорусском кинематографе оставили фильмы для детей и юношества: экранизация произведений А. Рыбакова «Кортик», «Бронзовая птица» (реж. Н. Калинин, 1973 и 1974) и «Последнее лето детства» (реж. В. Рубинчик, 1974); мюзиклы по сюжетам сказок «Приключения Буратино» и «Про Красную Шапочку» (реж. Л. Нечаев, 1975 и 1977); фильмы по мотивам «Денискиных рассказов» В. Драгунского «По секрету всему свету» (реж. И. Добролюбов, 1976), «Удивительные приключения Дениса Кораблёва» (группа режиссёров, 1979) и др.

Мастерство отечественных кинематографистов в разное время высоко оценивалось на международных кинофестивалях. Первый советский мистический триллер «Дикая охота короля Стаха» (реж. В. Рубинчик, 1979) был отмечен сразу на нескольких кинофорумах. Художественный фильм «Люди на болоте» (реж. В. Туров, 1981) среди прочих призов имеет и приз жюри актерскому ансамблю фильма на XXIII Международном кинофестивале в Карловых Варах (ЧССР, 1982). Социальная драма о наркоманах «Под небом голубым...» (реж. В. Дудин, 1989) в 1990 г. на 47-м Международном кинофестивале в Венеции (Италия) собрал сразу несколько почетных наград. Военная драма классика отечественного кино режиссера В. Турова «Через кладбище» в 1994 г. решением ЮНЕСКО была внесена в список 100 лучших фильмов мира.

За последние годы наградами различных кинофестивалей были отмечены созданные в Беларуси фильмы «Анастасия Слуцкая» (реж. Ю. Елхов, 2003), «Поводырь» и «Дунечка» (реж. А. Ефремов, 2001 и 2005), «В августе 44-го» (реж. М. Пташук, 2000), «Брестская крепость» (реж. А. Котт, 2010), «В тумане» (реж. С. Лозница, 2012).

Крупнейшим кинофорумом страны считается Минский международный кинофестиваль «Лiстапад». В его программе значатся только лучшие художественные, документальные и анимационные фильмы – призеры международных кинофестивалей стран СНГ, Балтии, Восточной и Центральной Европы.

Национальная киностудия «Беларусьфильм» сегодня – одна из ведущих кинофабрик в Восточной Европе с полным циклом производства, способная в год выпускать до 15 игровых, 40 хроникально-документальных и 10 анимационных фильмов. Услугами «Беларусьфильма» активно пользуются и кинопроизводители других стран.

На «Беларусьфильме» действует студия документального кино «Летопись», а также мастерская мультипликационных фильмов. Работает театр-студия киноактера.

Большую работу по развитию национального киноискусства проводит Белорусский союз кинематографистов, созданный в 1962 г.

В 1976 г. к 50-летию выхода фильма «Лесная быль» создан и открыт Музей истории белорусского кино.