Закрыть
image description
Спасо-Преображенская церковь. Полоцк. Фото А. Хитрова. БЕЛТА
Спаса-Праабражэнская царква. Полацк. Фота А. Хітрова. БЕЛТА
Transfiguration Church. Polotsk. Photo by A. Khitrov. BELTA
image description
Храм Живоначальной Троицы. Ельск. Фото С. Холодилина. БЕЛТА
Храм Жываначальнай Троіцы.Ельск. Фота С. Халадзіліна. БЕЛТА
Temple of the Life-Giving Trinity. Elsk. Photo by S. Kholodilin. BELTA
image description
Большой театр оперы и балета Беларуси. Минск Фото Г. Жинкова. БЕЛТА
Вялікі тэатр оперы і балета Беларусі. Мінск. Фота Г. Жынкова. БЕЛТА
Bolshoi Opera and Ballet Theater of Belarus. Minsk. Photo by G. Zhinkov. BELTA
image description
Верхний город. Минск. Фото А. Дидевича. БЕЛТА
Верхні горад. Мінск. Фота А. Дзідзевіча. БЕЛТА
"Verkhniy" city. Minsk. Photo by A. Didevich. BELTA
image description
Новогрудок - первая столица Великого Княжества Литовского. Фото Г. Жинкова. БЕЛТА
Навагрудак - першая сталіца Вялікага Княства Літоўскага. Фота Г. Жынкова. БЕЛТА
Novogrudok is the first capital of the Grand Duchy of Lithuania. Photo by G. Zhinkov. BELTA

Архитектурное наследие

Беларусь находится на границе Восточной и Западной Европы, на стыке культурных ареалов. В природно-географическом отношении северная и южная части Беларуси разнятся структурой рельефа, водными системами, характером растительности. Это сказалось на специфике зодчества, поскольку оно зависит от природно-климатических условий и местных строительных материалов.

В период раннего Средневековья по берегам рек – важнейших торговых путей – возникали города. В географических источниках того времени край называли Гардорикой – страной городов. Самые древние города Беларуси Полоцк и Витебск расположены на берегах Западной Двины. В Полоцке, который в X в. стал центром крупнейшего на белорусских землях удельного княжества, после принятия христианства по византийскому образцу был возведен первый крестово-купольный православный Софийский собор, положивший начало белорусскому монументальному зодчеству. Софийский собор, построенный в XI в., в середине XVIII в. основательно перестроенный в стиле виленского (позднебелорусского) барокко, сохранил до наших дней от храма XI в. фрагменты кладки, практически полностью сохранившийся древний фундамент, части столбов и стен, а также удивительные фресковые росписи 2-й половины XI в. Собор и сегодня поражает красотой и величием.

Первый известный по летописи восточнославянский зодчий, монах Иоанн, родом из Полоцка, возвел здесь в XII в. небольшой собор Спасо-Преображенского монастыря, который стал выдающимся достижением местной школы зодчества. Вторую региональную школу зодчества древнерусского периода, сложившуюся на западно-белорусских землях, представляет великолепная, украшенная разноцветными гранитно-гнейсовыми валунами и майоликовыми плитками Борисо-Глебская (Коложская) церковь в Гродно.

В XIII в. под угрозой татаро-монгольского нашествия и экспансии Тевтонского рыцарского ордена сформировалось Великое Княжество Литовское. Наступил период оборонного зодчества. Основным видом монументального строительства стали замки с мощными стенами и башнями, возведенными из валунов и большемерного кирпича, опоясанные валами и рвами. Сохранились до наших дней башня-донжон в Каменце (XIII в.), замки в Лиде, Крево (XIV в.), Мире, Несвиже, Гродно (XVI в.). Первые католические культовые постройки несли художественные черты центрально-европейской кирпичной готики. Более многочисленные в то время православные храмы превращались в маленькие крепости, фланкируемые на углах боевыми башнями.

Сохранились церковь-крепость в Сынковичах, Малом Можейкове (XVI в.). Экономическое и культурное оживление белорусских городов началось в XVI в., чему способствовало общереформационное движение. Из многочисленных протестантских направлений в архитектуре Беларуси особый след оставил кальвинизм, приверженцами которого стали крупнейшие магнаты. На их средства было возведено значительное число кальвинских «сборов», сочетавших культовую специфику протестантизма и эстетику северного Возрождения.

Реформационное движение в Европе вызвало обратную реакцию со стороны католической церкви – контрреформацию, которую в первую очередь проводил орден иезуитов. Одним из средств убеждения в преимуществе католицизма над аскетичным протестантизмом было пышное сакральное искусство. В это время возник новый архитектурно-художественный стиль барокко, который господствовал в мире на протяжении двух столетий. Так было и в Беларуси, в 1569 г. вошедшей в состав Речи Посполитой.

Первым произведением архитектуры барокко на территории Беларуси стал Фарный костел Божьего тела в Несвиже, центре владений князей Радзивиллов. Строительство храма послужило началом возникновения самобытной архитектуры белорусского барокко. В этом стиле сооружены иезуитский костел в Гродно (XVII в.), костел кармелитов в Глубоком (XVII–XVIII вв.) и др.

В Беларуси XV–XVII вв. основу монументального зодчества и градостроительства составляли монастырские ансамбли многочисленных орденов, которых на территории Беларуси действовало около 20. Панорамы городов и местечек украшали силуэты барочных костелов, устремленных ввысь ажурными башнями. Вторую по значению роль играли светские монументальные постройки – ратуши и резиденции магнатов, созданные в общей с костелами барочной стилистике. Униатские и православные церкви строились преимущественно из дерева, воплощая в себе лучшие традиции народного плотничества.

После присоединения в XVIII в. белорусских земель к России архитектура и градостроительство подчинились художественным законам классицизма.

Развитие промышленного производства вело к медленному расширению спектра архитектурных сооружений, строительству общественных зданий, банков, театров, вокзалов, учебных заведений, многоэтажных жилых домов, художественный образ которых в XIX в. нес черты эклектики, а с начала XX в. – стилей модерн, конструктивизм (здания Государственной библиотеки БССР им. В.И. Ленина, Большого театра оперы и балета, Дома правительства в Минске). Высшим достижением архитектуры советского периода можно считать создание в 1945–1954 гг. художественно выразительного ансамбля Ленинского проспекта (ныне проспект Независимости), центра Минска, почти полностью разрушенного в 1941–1944 гг. Художественные достоинства архитектурного ансамбля центральной части проспекта сделали его историко-культурной ценностью мирового значения.

После Великой Отечественной войны проведена огромная работа по восстановлению разрушенных городов и сёл, строительству новых (Светлогорск, Солигорск, Новополоцк, Новолукомль и др.).

Современная архитектура Беларуси конца ХХ–ХХI вв. отличается применением новых технологий и форм, новыми интерпретациями архитектурно-художественных стилей (Железнодорожный вокзал в Минске, создатели которого были удостоены Государственной премии Республики Беларусь в 2005 г., Дворец Республики, Национальная библиотека Беларуси, Минск-АренаБелорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны и др.). На рубеже ХХ–ХХI вв. в городах республики возведено значительное число культовых зданий.

Всего в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь включено около 2 тыс. памятников архитектуры. Их охрана является приоритетным направлением культурной политики Беларуси. Масштабная работа по реставрации и реконструкции проводилась в рамках государственной программы «Замки Беларуси» на 2012–2018 годы. За это время восстановлены Мирский замок, Несвижский дворцово-парковый комплекс, Лошицкая усадьба, дворец в Красном Береге и др. Ускоряющиеся темпы развития въездного туризма Беларуси влекут за собой повышенное внимание к объектам историко-архитектурного наследия, следствием чего является дальнейшее проведение работ по восстановлению их облика. Так, продолжает реставрироваться и уже включен в туристические маршруты Коссовский дворцовый ансамбль в Брестской области. В Гродненской области получили продолжение реставрационно-восстановительные работы в Лидском замке, усадьбах в деревнях Краски и Подороск Волковысского района. Недалеко от Минска, в Смиловичах, постепенно движется вперед возрождение дворца Монюшко-Ваньковичей, который был построен в XIX в. В Пружанском районе Брестской области восстанавливается дворцовый комплекс рода Сапег в Ружанах. Здесь восстановлены 2 флигеля и уже работает музей, который принимает туристов.

Последнее десятилетие отмечено общим улучшением состояния памятников каменного сакрального зодчества, в том числе благодаря деятельности религиозных Продолжаются работы по реставрации Коложской церкви в Гродно, Фарного костёла Божьего Тела в Несвиже  Минской области, в Спасо-Преображенской церкви Полоцка

Необходимо отметить, что из всех имеющихся на территории страны памятников архитектуры два объекта включены ЮНЕСКО в Список всемирного культурного наследия: архитектурно-культурный комплекс резиденции рода Радзивиллов в Несвиже и замковый комплекс «Мир». В настоящее время для включения в этот список готовятся досье на Спасо-Преображенскую церковь в Полоцке, Августовский канал, Коложскую (Борисо-Глебскую) церковь в Гродно, культовые постройки оборонительного типа в деревнях Сынковичи (Зельвенский район Гродненской области), Малое Можейково (Щучинский район Гродненской области), Камаи (Поставский район Витебской области).