Изобразительное искусство
Об истории белорусского изобразительного искусства как о своеобразном синтезе художественных культур Древней Руси и Западной Европы можно говорить начиная со 2-й половины XIII – XIV вв. Белорусская иконопись и книжная миниатюра развивались под сильным влиянием искусства Византии и фольклорных традиций. Миниатюры Оршанского (XIII в.) и Мстижского (XIV в.) Евангелий свидетельствуют о высоком уровне развития искусства иллюминирования рукописных книг. К шедеврам эмальерного искусства относится крест, изготовленный в 1161 г. полоцким мастером Лазарем Богшей по заказу Евфросинии Полоцкой. С XVI в. в иконописи Беларуси под влиянием западноевропейского искусства изображения обретают объемность («Параскева Пятница», «Одигитрия Иерусалимская»); отчетливо проявляются народные бытовые черты (миниатюры Шерешевского Евангелия, икона «Рождество Богородицы» Петра Евсеевича из Голынца и др.). Получает развитие и портретная светская живопись. В XIV–XVI вв. формируются основные виды, жанры и техники графики. Расцвет белорусской гравюры (ксилографии и гравюры на меди) в XVII–XVIII вв. связан с именами М. и В. Вощанков, Ф. Ангилейки, А. и Л. Тарасевичей.
Средневековая скульптура развивалась под влиянием западноевропейской пластики и стилистики. Создаются яркие и оригинальные произведения декоративно-прикладного искусства (плетеные из соломы царские врата, слуцкие пояса, изразцы С. Полубеса, уречско-налибокское стекло, кореличские гобелены). Складывается своеобразный вид ажурной резьбы («белорусская резь»).
Творчество многих художников XIX – начала XX в., выходцев из Беларуси, тесно связано с Россией, Польшей, Литвой и другими странами (В. Ванькович, братья А. и И. Горавские, Ю. Пен, И. Хруцкий, Ф. Рущиц, В. Бялыницкий-Бируля, Х. Сутин и многие другие).
На волне общественного энтузиазма, порожденного Октябрьской революцией 1917 г., происходят стремительные перемены в изобразительном искусстве. На короткое время центром искусства революционного авангарда становится г. Витебск, на художественном небосклоне которого ярко вспыхивают имена известных деятелей модернизма – М. Шагала, К. Малевича, В. Ермолаевой, Л. Лисицкого.
Спектр изобразительного искусства 1920-х гг. был достаточно широк: от экспрессионизма и супрематизма до ортодоксального реализма. Заметное место занимают поиски корней национального и новых средств выражения в творчестве М. Филиповича, М. Севрука, М. Станюты, Я. Дроздовича, А. Грубе. В предвоенные годы плодотворно работают живописцы И. Ахремчик, Е. Тихонович, скульпторы М. Керзин, З. Азгур, А. Бембель, графики А. Астапович, С. Юдовин, Е. Минин и др.
Суровым испытанием для Беларуси стала Вторая мировая война, унесшая жизни многих талантливых художников и скульпторов, погибли почти все произведения живописи, скульптуры, графики, памятники культуры и искусства. Тема войны и партизанского движения становится одной из ведущих в изобразительном искусстве Беларуси послевоенного периода. Стремление к документализму, сюжетному пересказу событий – характерные черты искусства 1940–1950-х гг. Пересмотр образно-пластических средств искусства, выработка нового социально-нравственного идеала начинается с 1960-х гг. Это нашло отражение в творчестве художников-живописцев Б. Аракчеева, М. Савицкого, В. Громыко, М. Данцига, Л. Щемелёва, В. Цвирко, Г. Ващенко, В. Стельмашонка; художников-графиков А. Кашкуревича, Г. Поплавского и др.
В конце 1980-х гг. белорусское изобразительное искусство становится более динамичным и разнообразным по тематике, активно заявляют о себе арт-дизайн, фотоискусство, компьютерная графика. Активизируется выставочная деятельность, проводятся совместные художественные акции с зарубежными художниками. Широкое обращение к народным традициям в тесной связи с современным изобразительным языком отмечается в творчестве А. Последович, Е. Лось, В. Савича, В. Славука, В. Басалыги. В картинах 1990-х гг. значительно больше живописной свободы, полета фантазии, поиска новых средств выразительности (В. Ольшевский, Н. Опиок, Н. Селещук, В. Товстик).
Прочным остается интерес к чисто живописным ценностям картины (А. Кузнецов, Н. Бущик, Л. Хоботов, В. Кожух, А. Ксендзов). Традиции авангарда начала ХХ в. витебской художественной школы развивают в своем творчестве Л. Русова, Н. Залозная, И. Тишин, А. Задорин и др.
Главное направление развития скульптуры связано с монументальными ее формами. Создаются скульптурно-архитектурные комплексы «Хатынь», «Курган Славы», «Крепость-герой Брест» и др. Наряду с мастерами старшего поколения плодотворно работают в 1960-1970-е гг. их молодые коллеги – Л. Гумилевский, А. Шатерник, С. Вакар, И. Миско, С. Селиханов и др.
Белорусская скульптура настоящего времени отличается стилевым разнообразием, многоплановостью пластического языка и стремлением к новой образной выразительности. Это направление творческих поисков представляет целый ряд художников разных поколений, работающих в монументальной, станковой, мемориальной и парковой пластике: А. Артимович, А. Ботвинёнок, Г. Буралкин, В. Слободчиков, А. Финский, А. Метлицкий, С. Горовая, С. Горбунова, А. Дранец, С. Бондаренко, В. Жбанов.
Высокий профессионализм и остроту изобразительного решения демонстрируют белорусские графики С. Баленок, В. Лукашик, Ю. Яковенко, М. Барздыко, В. Вишневский. В середине 1990-х – начале 2000-х г. в белорусскую графику пришли молодые авторы: П. Татарников, Ю. Алисевич, Р. Сустов, А. Басалыга и др. Многие представители белорусской школы графики получают положительные отзывы искусствоведов, завоевывают дипломы на книжных ярмарках и крупных художественных выставках. Значительны успехи белорусских плакатистов. В. Цеслер, С. Войченко, К. Хотяновский, А. Новожилов, Д. Сурский и другие получили целый ряд международных наград.
Декоративно-прикладное искусство Беларуси имеет собственный стиль, сочетающий традиции и новаторские поиски. Он начал складываться в 1960-е гг. и продолжает последовательно развиваться дальше. В области гобеленного ткачества широко известны имена В. Бартловой, А. Кищенко, Н. Пилюзиной, авторов монументальных гобеленов. В разные десятилетия свой творческий вклад в создание высокохудожественных изделий из керамики внесли художники-прикладники: Н. Байрачный, А. Зименко, Т. Соколова, В. Приешкина, Т. Васюк. Более 100 лет действует старейший в Беларуси стеклозавод «Неман». Он является центром гутного, цветного художественного стекла в стране.
В ХХI в. художественная школа Беларуси доказала свою способность к развитию, сохранила цельность, продолжила освоение прогрессивных элементов мировой культуры, расширение жанрово-видового спектра. Разнообразно и многопланово белорусское изобразительное искусство выходит на международную арену, свидетельством этому являются активизация зарубежных контактов, участие в многочисленных международных выставках и проектах, престижные дипломы.
Ссылки на интернет-ресурсы
Белорусская государственная академия искусств
Картинная галерея Г.Х. Ващенко
Мемориальный музей-мастерская З.И. Азгура
Музей «Пространство Хаима Сутина»
Национальный художественный музей Республики Беларусь
Национальный центр современных искусств Республики Беларусь (НЦСИ)