Закрыть
image description
Выставка белорусского художника М. Карпука в Бресте. Фото Е. Гараевой. БЕЛТА
Выстаўка беларускага мастака М. Карпука ў Брэсце. Фота К. Гараевай. БЕЛТА
The exhibition of the Belarusian artist M. Karpuk in Brest. Photo by E. Garayeva. BELTA
image description
Выставка «Марк Шагал: жизнь и любовь» в Минске. Фото О. Манчук. БЕЛТА
Выстаўка «Марк Шагал: жизнь и любовь» в Мінске. Фота А. Манчук. БЕЛТА
The exhibition "Marc Chagall: life and love" in Minsk. Photo by O. Manchuk. BELTA
image description
М. Савицкий - народный художник СССР и Беларуси, Герой Беларуси. Фото Н. Петрова. БЕЛТА
М. Савіцкі- народны мастак СССР і Беларусі,Герой Беларусі. Фота М. Пятрова. БЕЛТА
M. Savitsky - People's Artist of the USSR and Belarus, Hero of Belarus. Photo by N. Petrov. BELTA
image description
Выставка "Черная быль" М. Савицкого. Минск. Фото Г. Семенова. БЕЛТА
Выстаўка "Чорная быль" М. Савіцкага . Мінск. Фота Г. Сямёнава. Белта
The exhibition "Chernaya byl" of M. Savitsky. Minsk. Photo by G. Semenov. BELTA

Изобразительное искусство

Об истории белорусского изобразительного искусства как о своеобразном синтезе художественных культур Древней Руси и Западной Европы можно говорить начиная со 2-й половины XIII – XIV вв. Белорусская иконопись и книжная миниатюра развивались под сильным влиянием искусства Византии и фольклорных традиций. Миниатюры Оршанского (XIII в.) и Мстижского (XIV в.) Евангелий свидетельствуют о высоком уровне развития искусства иллюминирования рукописных книг. К шедеврам эмальерного искусства относится крест, изготовленный в 1161 г. полоцким мастером Лазарем Богшей по заказу Евфросинии Полоцкой. С XVI в. в иконописи Беларуси под влиянием западноевропейского искусства изображения обретают объемность («Параскева Пятница», «Одигитрия Иерусалимская»); отчетливо проявляются народные бытовые черты (миниатюры Шерешевского Евангелия, икона «Рождество Богородицы» Петра Евсеевича из Голынца и др.). Получает развитие и портретная светская живопись. В XIV–XVI вв. формируются основные виды, жанры и техники графики. Расцвет белорусской гравюры (ксилографии и гравюры на меди) в XVII–XVIII вв. связан с именами М. и В. Вощанков, Ф. Ангилейки, А. и Л. Тарасевичей.

Средневековая скульптура развивалась под влиянием западноевропейской пластики и стилистики. Создаются яркие и оригинальные произведения декоративно-прикладного искусства (плетеные из соломы царские врата, слуцкие пояса, изразцы С. Полубеса, уречско-налибокское стекло, кореличские гобелены). Складывается своеобразный вид ажурной резьбы («белорусская резь»).

Творчество многих художников XIX – начала XX в., выходцев из Беларуси, тесно связано с Россией, Польшей, Литвой и другими странами (В. Ванькович, братья А. и И. Горавские, Ю. Пен, И. Хруцкий, Ф. Рущиц, В. Бялыницкий-Бируля, Х. Сутин и многие другие).

На волне общественного энтузиазма, порожденного Октябрьской революцией 1917 г., происходят стремительные перемены в изобразительном искусстве. На короткое время центром искусства революционного авангарда становится г. Витебск, на художественном небосклоне которого ярко вспыхивают имена известных деятелей модернизма – М. Шагала, К. Малевича, В. Ермолаевой, Л. Лисицкого.

Спектр изобразительного искусства 1920-х гг. был достаточно широк: от экспрессионизма и супрематизма до ортодоксального реализма. Заметное место занимают поиски корней национального и новых средств выражения в творчестве М. Филиповича, М. Севрука, М. Станюты, Я. Дроздовича, А. Грубе. В предвоенные годы плодотворно работают живописцы И. Ахремчик, Е. Тихонович, скульпторы М. Керзин, З. Азгур, А. Бембель, графики А. Астапович, С. Юдовин, Е. Минин и др.

Суровым испытанием для Беларуси стала Вторая мировая война, унесшая жизни многих талантливых художников и скульпторов, погибли почти все произведения живописи, скульптуры, графики, памятники культуры и искусства. Тема войны и партизанского движения становится одной из ведущих в изобразительном искусстве Беларуси послевоенного периода. Стремление к документализму, сюжетному пересказу событий – характерные черты искусства 1940–1950-х гг. Пересмотр образно-пластических средств искусства, выработка нового социально-нравственного идеала начинается с 1960-х гг. Это нашло отражение в творчестве художников-живописцев Б. Аракчеева, М. Савицкого, В. Громыко, М. Данцига, Л. Щемелёва, В. Цвирко, Г. Ващенко, В. Стельмашонка; художников-графиков А. Кашкуревича, Г. Поплавского и др.

В конце 1980-х гг. белорусское изобразительное искусство становится более динамичным и разнообразным по тематике, активно заявляют о себе арт-дизайн, фотоискусство, компьютерная графика. Активизируется выставочная деятельность, проводятся совместные художественные акции с зарубежными художниками. Широкое обращение к народным традициям в тесной связи с современным изобразительным языком отмечается в творчестве А. Последович, Е. Лось, В. Савича, В. Славука, В. Басалыги. В картинах 1990-х гг. значительно больше живописной свободы, полета фантазии, поиска новых средств выразительности (В. Ольшевский, Н. Опиок, Н. Селещук, В. Товстик).

Прочным остается интерес к чисто живописным ценностям картины (П. Паршин, А. Марочкин, А. Кузнецов, Н. Бущик, Л. Хоботов, В. Кожух, А. Ксендзов). Традиции авангарда начала ХХ в. витебской художественной школы развивают в своем творчестве Л. Русова, Н. Залозная, И. Тишин, А. Задорин и др.

Главное направление развития скульптуры связано с монументальными ее формами. Создаются скульптурно-архитектурные комплексы «Хатынь», «Курган Славы», «Крепость-герой Брест» и др. Наряду с мастерами старшего поколения плодотворно работают в 1960-1970-е гг. их молодые коллеги – Л. Гумилевский, А. Шатерник, С. Вакар, И. Миско, С. Селиханов и др.

Белорусская скульптура настоящего времени отличается стилевым разнообразием, многоплановостью пластического языка и стремлением к новой образной выразительности. Это направление творческих поисков представляет целый ряд художников разных поколений, работающих в монументальной, станковой, мемориальной и парковой пластике: А. Артимович, А. Ботвинёнок, Г. Буралкин, В. Слободчиков, А. Финский, А. Метлицкий, С. Горовая, С. Горбунова, А. Дранец, С. Бондаренко, В. Жбанов.

Высокий профессионализм и остроту изобразительного решения демонстрируют белорусские графики С. Баленок, В. Лукашик, Ю. Яковенко, М. Барздыко, В. Вишневский. В середине 1990-х – начале 2000-х г. в белорусскую графику пришли молодые авторы: П. Татарников, Ю. Алисевич, Р. Сустов, А. Басалыга и др. Многие представители белорусской школы графики получают положительные отзывы искусствоведов, завоевывают дипломы на книжных ярмарках и крупных художественных выставках. Значительны успехи белорусских плакатистов. В. Цеслер, С. Войченко, К. Хотяновский, А. Новожилов, Д. Сурский и другие получили целый ряд международных наград.

Декоративно-прикладное искусство Беларуси имеет собственный стиль, сочетающий традиции и новаторские поиски. Он начал складываться в 1960-е гг. и продолжает последовательно развиваться дальше. В области гобеленного ткачества широко известны имена В. Бартловой, А. Кищенко, Н. Пилюзиной, авторов монументальных гобеленов. В разные десятилетия свой творческий вклад в создание высокохудожественных изделий из керамики внесли художники-прикладники: Н. Байрачный, А. Зименко, Т. Соколова, В. Приешкина, Т. Васюк. Более 100 лет действует старейший в Беларуси стеклозавод «Неман». Он является центром гутного, цветного художественного стекла в стране.

В ХХI в. художественная школа Беларуси доказала свою способность к развитию, сохранила цельность, продолжила освоение прогрессивных элементов мировой культуры, расширение жанрово-видового спектра. Разнообразно и многопланово белорусское изобразительное искусство выходит на международную арену, свидетельством этому являются активизация зарубежных контактов, участие в многочисленных международных выставках и проектах, престижные дипломы.

Ссылки на интернет-ресурсы

Белорусская государственная академия искусств

Белорусский союз художников

Галерея "Арт-Беларусь"

Картинная галерея Г.Х. Ващенко

Мемориальный музей-мастерская З.И. Азгура

Музей Марка Шагала

Музей «Пространство Хаима Сутина»

Музей стеклозавода  "Неман"

Национальный художественный музей Республики Беларусь

Национальный центр современных искусств Республики Беларусь (НЦСИ)

Студенческий центр современного искусства «Alla prima»