Закрыть
image description
ОАО «ЦУМ Минск». Фото БЕЛТА
ААТ «ЦУМ Мінск». Фота БЕЛТА
JSC «Central Department Store Minsk». BELTA photo
image description
На выставке "Made in Belarus". Астана. Фото О. Манчук. БЕЛТА
На выставе "Made in Belarus". Астана. Фота А Манчук. БЕЛТА
At the exhibition "Made in Belarus". Astana. Photo by O. Manchuk. BELTA
image description
ОАО «ГУМ». Минск. Фото БЕЛТА
ААТ «ДУМ». Мінск. Фота БЕЛТА
JSC "GUM". Minsk. BELTA photo
image description
Международная выставка-ярмарка Продэкспо-2014 в Минске. Фото БЕЛТА
Міжнародная выстава-кірмаш Прадэкспа-2014 у Мінску. Фота БЕЛТА
International Exhibition-Fair Prodexpo 2014 in Minsk. BELTA photo
image description
Подземный торговый центр “Столица”. Фото БЕЛТА
Падземны гандлёвы цэнтр "Сталіца". Фота БЕЛТА
Underground shopping center " Stolitsa". BELTA photo

Торговля

Торговля остается одной из наиболее важных динамично развивающихся отраслей экономики. В Беларуси существует широкая законодательная база, регулирующая  торговлю и связанную с ней деятельность предприятий. Среди основных  действуют законы об инвестициях, о свободных экономических зонах, о контроле над импортом и экспортом, о здоровье и безопасности, антимонопольные. В стране создана и функционирует система защиты прав потребителей. В ее структуру входят органы управления, государственные и общественные организации.

Ежегодно в Беларуси появляются новые торговые предприятия: от магазинов шаговой доступности до ультрасовременных торговых центров и гипермаркетов. В последние годы отмечается заметный рост количества торговых и бизнес-центров, гостиниц и объектов общественного питания. Особенно заметен рост розничных торговых сетей с возведением собственных торговых центров площадью до 100 тыс. кв. м.

На потребительском рынке конкурирует более 30 торговых сетей, в частности, в продовольственном сегменте – «Корона»«Гиппо»«Соседи» «Евроопт»«Виталюр»«АЛМИ», «БелМаркет» и др. Сегодня в черте Минска расположено около двух десятков гипермаркетов: «Гиппо», «ProStore», «Корона», «Соседи», «Green»«ОМА», «Материк», «Mile»,  «BIGZZ»,  «Виталюр», «Евроопт» и др. 

Беларусь поддерживает торговые отношения более чем с 170 государствами мира. Ее основной торговый партнер – Россия. Второе место в товарообороте занимает Европейский союз. Динамично развиваются торговые связи со странами Азиатского региона. 

Важнейшими экспортными позициями республики являются продукты нефтепереработки, калийные удобрения, грузовые автомобили, металлопродукция, тракторы, шины, молочная и мясная продукция, лесоматериалы. В 2020 г.  белорусская сельскохозяйственная продукция и продукты питания поставлялись в 117 стран. Беларусь устойчиво занимает 2 место в мировом экспорте калия, который импортируют более 100 стран. Компания «БЕЛАЗ» занимает 30% мирового рынка карьерных самосвалов особо большой грузоподъемности. В 2020 г. экспорт товаров и услуг составил $37 041,9 млн. В соотношении к ВВП (экспортная квота) данный показатель превысил 50%. В центре внимания предприятий отрасли – поиск новых экспортных ниш, расширение географии экспорта. Под брендами Made in Belarus, «Беларусь интеллектуальная», Belarus – the Taste of Nature, Belarus – the Spirit of Comfort проводятся уникальные выставки и экспозиции отечественных производителей.

В импорте наибольшее место занимают энергоресурсы (нефть и природный газ), сырье, материалы и комплектующее (металлы и изделия из них, сырье для химического производства, части машин), технологическое оборудование. Экспортная квота импорта в ВВП составила в 2020 г. 60%. Страна активно развивает электронную торговлю как одно из важных направлений повышения конкурентоспособности предприятий и выхода на новые рынки товаров и услуг. Большинство фирм в республике уже занимаются электронной торговлей, так как прямая продажа своей продукции через Интернет является самым привлекательным направлением внедрения интернет-технологий в бизнесе. Используя сеть Интернет, предприятия получают дополнительные возможности выхода на внешний рынок, расширяют каналы сбыта, создают эффективную систему взаимодействия поставщиков и покупателей. Дальнейшему развитию отрасли в этом направлении будет способствовать выполнение мероприятий принятой в 2021 г. Государственной программы «Цифровое развитие Беларуси» на 2021–2025 годы, направленной на достижение на национальном уровне Целей устойчивого развития на период до 2030 года, содержащихся в резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 25 сентября 2015 г. № 70/1 «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». 

Ссылки на интернет-ресурсы

Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь

Белорусская торгово-промышленная палата

Белорусская универсальная товарная биржа

Государственная программа «Цифровое развитие Беларуси» на 2021–2025 годы

ГУМ

Национальный центр маркетинга

Первый каталог

Продовольственный портал

Продовольственный рынок Беларуси

Торговый дом "На Немиге"

Универмаг "Беларусь"

Управление материальных ресурсов Вооруженных Сил Республики Беларусь

ЦУМ Минск

Deal.by

Shop.by

SPAR