Система образования в Республике Беларусь
Республика Беларусь в рейтинге государств по индексу человеческого развития по показателям в сфере образования относится к государствам с очень высоким уровнем человеческого развития. Об этом свидетельствуют такие макропоказатели, как уровень грамотности взрослого населения (99,7%), охват базовым, общим средним и профессиональным образованием занятого населения (98%). По показателям поступления детей в начальную и среднюю школу, количеству студентов высших учебных заведений Беларусь находится на уровне развитых стран Европы и мира. Каждый третий житель республики учится.
Государственная политика в сфере образования базируется на укреплении ведущих принципов развития белорусской школы, среди которых: государственно-общественный характер управления; обеспечение принципа справедливости, равного доступа к образованию; повышение качества образования для каждого.
Образование обеспечивается на основном, дополнительном и специальном уровнях. Основное образование включает дошкольное, общее среднее, профессиональное, высшее, послевузовское и инклюзивное. Дополнительное подразделяется на дополнительное образование детей и молодежи, дополнительное образование взрослых. Подготовка научных и научно-педагогических кадров ведется в аспирантуре, докторантуре учреждений (организаций), реализующих образовательные программы послевузовского образования.
Всего в республике насчитывается свыше 8 тыс. учреждений образования, в которых обучается около 3 млн детей, учащихся, студентов и слушателей. В учебном процессе задействовано более 400 тыс. работников (каждый 10-й занятый в экономике).
В республике функционируют 42 государственных учреждения высшего образования (31 университет, 9 академий, 2 института), находящиеся в подчинении 12 министерств и ведомств, а также 8 учреждений высшего образования частной формы собственности, а получение среднего специального образования обеспечивают 215 государственных и 12 частных учреждений.
За последние годы в стране многое сделано в системе образования: создана необходимая законодательная база, обеспечивается стабильное финансирование, обучающимся и педагогам оказывается социальная поддержка.
В начале 2021 г. принята Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2021–2025 годы», в которой определены основные направления и приоритеты деятельности республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций по реализации государственной политики в сфере образования.
14 января 2022 г. принят Закон Республики Беларусь № 154-3 "Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании". Важнейшие изменения, которые внесены в этот документ, можно разделить на четыре блока: нормы, касающиеся общих вопросов совершенствования системы образования; нормы, регулирующие особенности организации образовательного процесса; нормы касающиеся повышения требований ко всем участникам образовательного процесса и укрепления дисциплины; социальная защита и поддержка. В документе с учетом тенденций развития современного образовательного пространства и практики применения действующего Кодекса, отражены новые возможности для вузов и молодежи, талантливых детей и школьников. В частности, закрепляется дистанционное обучение как самостоятельная форма получения образования, расширяется сфера применения целевой подготовки, увеличивается перечень лиц, имеющих льготы при поступлении в вузы. Определен новый вид дополнительного образования одаренных детей и молодежи, которое будет осуществляться на базе Национального детского технопарка. В новой редакции Кодекса предусматривается всеобщее получение общего среднего образования. На основании изменений в Кодексе утверждены новые правила приема в высшие и средние специальные заведения.
Подготовлен второй важный документ – Концепция развития системы образования до 2030 года.
Ссылки на интернет-ресурсы
Министерство образования Республики Беларусь
Высшая аттестационная комиссия Республики Беларусь
Национальный образовательный портал
Республиканский институт высшей школы
Республиканский центр психологической помощи
Республиканский институт профессионального образования