Торговля
Торговля остается одной из наиболее важных динамично развивающихся отраслей экономики. В Беларуси существует широкая законодательная база, регулирующая торговлю и связанную с ней деятельность предприятий. Среди основных действуют законы об инвестициях, свободных экономических зонах, контроле над импортом и экспортом, здоровье и безопасности, антимонопольные законы. В стране создана и функционирует система защиты прав потребителей. В ее структуру входят органы управления, государственные и общественные организации.
Ежегодно в Беларуси появляются новые торговые предприятия: от магазинов шаговой доступности до ультрасовременных торговых центров и гипермаркетов. В последние годы отмечается заметный рост количества торговых и бизнес-центров, гостиниц и объектов общественного питания. Особенно заметен рост розничных торговых сетей с возведением собственных торговых центров площадью до 100 тыс. кв. м.
На потребительском рынке конкурирует более 30 торговых сетей, в частности, в продовольственном сегменте – «Корона», «Гиппо», «Соседи», «Евроопт», «Санта», «АЛМИ», «БелМаркет» и др. Сегодня в черте Минска расположено около двух десятков гипермаркетов: «Гиппо», «ProStore», «Корона», «Соседи», «Green», «ОМА», «Материк», «Mile», «Санта», «Евроопт» и др.
Беларусь поддерживает торговые отношения со многими государствами мира. Основные торговые партнеры – Россия, страны ЕАЭС и СНГ. Постепенно расширяется присутствие белорусских производителей на рынках стран Азии, Африки, Америки и Океании.
Важнейшими экспортными позициями республики являются продукты нефтепереработки, калийные удобрения, грузовые автомобили, металлопродукция, тракторы, шины, молочная и мясная продукция, лесоматериалы. Под брендами Made in Belarus, «Беларусь интеллектуальная», Belarus – the Taste of Nature, Belarus – the Spirit of Comfort проводятся уникальные выставки и экспозиции отечественных производителей.
В импорте наибольшее место занимают энергоресурсы (нефть и природный газ), сырье, материалы и комплектующее (металлы и изделия из них, сырье для химического производства, части машин), технологическое оборудование.
Страна активно развивает электронную торговлю как одно из важных направлений повышения конкурентоспособности предприятий и выхода на новые рынки товаров и услуг. Большинство фирм в республике уже занимаются электронной торговлей, так как прямая продажа своей продукции через Интернет является самым привлекательным направлением внедрения интернет-технологий в бизнесе. Используя сеть Интернет, предприятия получают дополнительные возможности выхода на внешний рынок, расширяют каналы сбыта, создают эффективную систему взаимодействия поставщиков и покупателей. Дальнейшему развитию отрасли в этом направлении будет способствовать выполнение мероприятий принятой в 2021 г. Государственной программы «Цифровое развитие Беларуси» на 2021–2025 годы, направленной на достижение на национальном уровне Целей устойчивого развития на период до 2030 года.
Белорусская торгово-промышленная палата
Белорусская универсальная товарная биржа
Государственная программа «Цифровое развитие Беларуси» на 2021–2025 годы
ГУМ
Первый каталог
Продовольственный портал
Продовольственный рынок Беларуси
Торговый дом "На Немиге"
Универмаг "Беларусь"
ЦУМ Минск
Deal.by
Shop.by