21 апреля 1945 года. 18 дней до Победы
Бои уже на окраинах Берлина. Мероприятия к 75-летию со дня рождения В.И. Ленина. Кинофикация страны. Восстановление парка культуры и отдыха в Минске. Почин железнодорожников Брест-Литовской магистрали. Газеты: «Советская Белоруссия» (№ 72), «Звязда» (№ 73).
Из сводок Советского Информбюро. Войска 1-го Белорусского фронта перерезали берлинскую окружную автостраду и вошли на северную окраину Берлина. Части 3-й ударной, 2-й гвардейской танковой, 47-й и 5-й ударной армий ворвались на окраины Берлина и завязали там бои. 61-я армия, 1-я армия Войска Польского и другие соединения 1-го Белорусского фронта быстро двигались, обойдя Берлин, на Эльбу, где предполагалась встреча с войсками союзников. В ночь на 21 апреля наши тяжелые бомбардировщики нанесли массированный удар по военным объектам Берлина. В результате этого удара возникло более 50 больших пожаров, сопровождавшихся сильными взрывами. На Дрезденском направлении советские части, форсировав реку Шпрее, стремительно продвигаются вперед.
Большое количество публикаций в обеих газетах за этот день посвящено В.И. Ленину. Это и понятно – накануне 75-летия со дня рождения вождя Октябрьской революции публикуются материалы о жизни и деятельности, информация о выставках книг в библиотеках, о лекциях и семинарах, о демонстрации фильмов в кинотеатрах, о переводах и издании произведений Ленина на белорусском языке. С позиции сегодняшнего дня кажется невероятным тот факт, что общий тираж изданий книг В.И.Ленина на белорусском языке, выпущенных с 1925 года (появились первые переводы) до июня 1941 составил около миллиона экземпляров («Советская Белоруссия», № 72, с. 1).
В Минске продолжает работу сессия Академии наук БССР. На пленарном заседании заслушаны ключевые доклады: академика В. Лубяко «Сырьевые и энергетические ресурсы при восстановлении народного хозяйства БССР», архитектора А. Воинова «Восстановление и планировка разрушенных городов БССР», профессора С. Градзовского «Использование местных строительных материалов при восстановительных работах в Белоруссии» («Советская Белоруссия», «Звязда»).
Минский парк культуры и отдыха им. Горького готовится к открытию 1 мая. Одно из любимых мест отдыха минчан очень сильно пострадало за годы оккупации. Были вырублены сотни деревьев, уничтожены аттракционы, аллеи ископаны траншеями. На восстановление парка регулярно выходит молодежь. Разбиваются цветочные клумбы, расчищаются аллеи, для озеленения подготовлено более 15 тыс. деревьев. Парк радиофицируется, проводится электричество. Начинается строительство летнего кинотеатра и танцевальной площадки.
После освобождения Беларуси проделана большая работа по кинофикации городов и сел страны. Уже работают 156 звуковых киноустановок и 17 «немых». Из них – 40 кинотеатров городского типа, 94 киноустановки в районных центрах и 38 кинопередвижек. Детский кинотеатр на 180 мест открыт в Бресте, восстанавливается городской кинотеатр в Мозыре, строительство большого кинозала начинается в Минске. За последние месяцы в кинотеатрах страны демонстрировалось 90 художественных лент, среди них два замечательных советских фильма, снятых в годы войны в эвакуации: «Два бойца» (1943, реж. Л. Луков), «В шесть часов вечера после войны» (1944, реж. И. Пырьев), и др. («Звязда», № 73, с. 2).
В заметке «Книги, украденные немцами» сообщается, что западнее города Ратибор в фабричном здании обнаружены десятки тысяч книг, вывезенных немцами из Минска. На книгах – печати Государственной библиотеки БССР им. Ленина, библиотеки Академии наук БССР и Витебкой областной библиотеки.
Большая статья в «Советской Белоруссии» под названием «Лунинцы Брест-Литовской магистрали» рассказывает о последователях метода Н.А. Лунина, машиниста из Новосибирска, на Брест-Литовской железной дороге. Почин «профессора паровозной науки» (так называли сибирского новатора) подхватили белорусские железнодорожники Дмитрий Коробков, Александр Кирей, Игнат Бушманов и многие другие. Включившись в соцсоревнование и внедрив методы Лунина в практику своих коллективов, паровозники Брест-Литовской железной дороги не на словах, а на деле добились повышения производительности труда, увеличения технической скорости и сокращения оборота поездов. Тем самым, своим повседневным мирным трудом вносят серьезный вклад в долгожданную победу.
А до Победы еще 18 дней…